пятница, 16 сентября 2011 г.

Есть ли свобода выбора

Это вопрос из ряда похожих:

- Зависит ли от меня что-то?

- Могу ли я что-то изменить?

- Являюсь ли я причиной в жизни?

- Или есть судьба и абсолютно все предопределено?

Вопрос не из простых, но давайте с ним разберемся. И начнем, конечно же, с вопроса «КТО Я?», потому что от ответа на этот вопрос будет зависеть ответ на вопрос «Есть ли у меня свобода выбора?». Итак, с чем вы себя отождествляете?

ТЕЛО.

Если вы считаете себя исключительно телом, то есть ли у вас свобода выбора? Есть ли у тела свобода выбора? Может ли, например, сердце перестать биться просто потому, что оно так решило (несмотря на отсутствие причин для этого)? Может ли какой-то другой орган проявить свободу воли и начать выполнять несвойственные ему функции? Может ли тело целиком (как единый слаженный механизм, состоящий из взаимосвязанных и взаимозависимых органов и частей) проявить свободу выбора и сделать нечто, выходящее за рамки того, что оно должно (или способно) делать в данной ситуации? Очевидно, что нет. Тело выполняет только те функции, которые в него вложены природой; реагирует на происходящее только так, как должно реагировать – в соответствии со своим устройством и биологическими программами.

УМ.

Считаете ли вы себя умом – мыслящей машиной, которая обрабатывает информацию, запоминает, принимает решения? Имеет ли ум свободу выбора? Может ли ум принимать решения без учета прошлого опыта? Может ли ум выполнять вычислительные операции, которым не научен? Может ли ум делать что-либо, на что не запрограммирован, что ему не свойственно?

Вы можете сказать, что ум может выбрать из двух вариантов один. Да, НО он всегда выбирает наиболее предпочтительный вариант (исходя из прошлого опыта и ситуации в настоящем), то есть, полагаясь на набор имеющихся данных. Ум не может выдать решение, не основанное на всех доступных ему в данный момент данных. Так есть ли у него свобода выбора?

ДУХ, ДУША и т.д.

Считаете ли вы себя духом, душой и т.д.? Если да, то у вас тоже может быть ощущение наличия свободы выбора. Например, вы можете сказать: «Вчера вечером я решил (сделал выбор) почитать книгу, хотя по вечерам всегда смотрю телевизор; и ум мне говорил, что надо посмотреть новости, но Я решил по другому; значит у меня есть свобода выбора, несмотря на ум!» Но что-то же вас склонило ближе к прочтению книги, чем к просмотру телевизора, верно?

Можете ли вы принять решение, совершенно не свойственное вам, и воплотить его в жизнь – просто так, совершенно ни на чем не основываясь? Стали бы вы это делать, не с целью доказать свою свободу выбора?

Делаете ли вы что-то совершенно беспричинно и бесцельно? Прежде чем ответить «да», посмотрите внимательно, действительно ли там не было никаких причин, поводов, целей, предпосылок или предрасположенности.

Очевидно, что просто так ничто не происходит, и ничто не случайно. Всё имеет свою причину. Любое событие, явление или случай имеет ряд своих причин, которых может быть неисчислимое количество в цепочке причинно-следственных связей. Не факт, что все они будут осознаваться.

НАСТОЯЩЕЕ Я.

Когда человек говорит «Я», практически всегда есть какая-то отождествленность: с телом, умом, полом, ролью, профессией, духом, душой и т.д.

Давайте рассмотрим ситуации, когда человек говорит «Я подумал», «Я решил», «Я сделал» и т.д. Что он имеет в виду под «Я»?

«Я подумал». Кто, как не ум, может думать?

«Я решил» - то же самое. Решение – это работа ума.

«Я сделал» - может быть, это тело сделало (под руководством ума)?

Налицо отождествленности. Отождествленность – это часть эго (хотя оно состоит не только из отождествленностей).

Замечали ли вы, что сразу возникает мысль, а уже затем (мгновение спустя) эго вешает ярлык: «Это Я подумал эту мысль»? В уме возникает решение, и эго тут как тут: «Я решил!». Возникает эмоция, и эго говорит «Я чувствую». А после какого-то действия возникает мысль «Я это сделал».

Все эти отождествленности скрывают Настоящее Я, которое представляет собой чистое неотождествленное Сознание, присутствие, осознанность.

И ВСЕ-ТАКИ, ЕСТЬ ЛИ СВОБОДА ВЫБОРА?

Чтобы сказать «У меня есть свобода выбора», необходимы два условия:

1. Наличие дуального восприятия: «Я» и «не я» (то есть отождествленность с чем-то одним, не являющимся чем-то другим). Вы же не можете сказать «у меня есть…», не подразумевая под «я» нечто отдельное от того, что есть.

2. Не-видение невероятного количества причинно-следственных связей.

Когда вы видите (осознаёте) причинно-следственные связи происходящего, и при этом ни с чем не отождествлены, можете ли вы заявить «У меня есть свобода выбора»?

***

Уверен, многим эта статья была немного неприятна: неприятно даже допускать мысль «От меня ничего не зависело, не зависит и зависеть не будет». И чтобы избежать таких неприятных мыслей, эго предпочитает все же иметь иллюзию отождествленностей, верить в них, как в истину, и, конечно же, иметь иллюзию свободы выбора – до тех пор, пока все эти иллюзии жизни себя не исчерпают.

Эго хочет выживать, а без отождествленностей это невозможно (см. как избавиться от эго), поэтому оно сопротивляется и кричит: «Чушь все это! Такого не может быть!» И для эго это действительно так! Оно не выживет, не отождествляя себя с чем-то. Идея, что свободы выбора нет – это удар по эгоизму ниже пояса.

Ничего страшного, позвольте ему сопротивляться. Нет ничего плохого в том, чтобы иметь иллюзии отождествленности и свободы выбора. Просто наблюдайте «свои» мысли (а на самом деле – проделки эго) по этому поводу. Иллюзии развеются, Истина останется.

Хорошая новость заключается в том, что вы, ваше настоящее Я, не является эго, и не может исчезнуть вместе с отождествленностями. Когда исчезает эго, остается настоящее Я – чистое неотождествленное необусловленное Сознание, Высшая Реальность.

P.S. Для товарищей, которые предпочитают верить на слово: я ведь могу и ошибаться, так что исследуйте сами))))) Путь к истине лежит через самопознание.

Источник Школа Целостной Психологии

Комментариев нет:

Отправить комментарий