вторник, 7 августа 2012 г.

Слои жемчужины, или богатства внутри нас

При рождении в наших руках оказывается конструктор, которым мы можем воспользоваться в меру своего желания и разумения. Его элементами являются всё, что наполняет и обеспечивает нашу жизнь – тело, чувства, различные виды мышления, Дух, инстинкты, и даже доставшиеся от предков гены. Если мы просто живём, результаты «сборки» могут быть очень разными. Например, нередко возникают расколы между различными частями психики, - сейчас в порядке вещей услышать фразу типа: «Я должен себя заставить!», или «Голова болит, мне это мешает сосредоточиться». А кто кого должен заставлять? Кто кому мешает?
А ведь есть и другие оппозиции: между душой и телом, организмом и средой, жизнью и смертью, свидетелем и свидетельствуемым... Хорошо известно, что оппозиции, которые существуют внутри нас, проецируются вовне, в окружающий мир. В результате мы видим их как противоречия между людьми, социальными группами, хищником и жертвой и т. д. А сами становимся «маленькими» и вечно чем-то озабоченными.
Часто результаты «сборки» не удовлетворяют никого, включая нас самих. Однако, приложив усилия и соединив части данного нам конструктора в гармоничное целое, мы обретаем не только здоровье (во всех смыслах) и отличное самочувствие. Мы обретаем качества, которых у нас изначально не было. Например, соединив ум и тело, мы не просто открываем прежде во многом подавленные возможности инстинктивной мудрости тела. Мы получаем гораздо больше.
Поясним, в чём тут дело. Работа нашего ума практически полностью предопределена социумом и личной историей, точно так, как работа тела обусловлена биологическими законами. И ум, и тело по отдельности не свободны, они не могут выходить за рамки тех программ, которые в них заложены. Однако, соединив ум и тело, мы можем обрести новый центр управления, свободный от жёсткой обусловленности как биологическим, так и социальным. Мы перестаём быть рабами как социальных установок и программ, так и биологических, оставаясь в ладу с ними настолько, насколько это возможно. Одновременно, резко возрастает объём воспринимаемой реальности, мы обретаем неизвестное нам прежде образно-логическое мышление и спонтанную Волю (известную на Руси как Волю Вольную). Нам больше не приходится заставлять себя что-то делать - нам интересно делать то, что необходимо в данный момент, и мы это делаем. Желание, мысль и действие оказываются частью одного процесса! Всё это вместе называется разумом.
Именно на этом пути правильной сборки составляющих нас частей и возникает реальная возможность самопознания и самореализации, возможность двинуться к невообразимым высотам человеческого Духа, - тем, о которых большинство людей знает только понаслышке.
О том, как это осуществить практически – впереди.
В древней Индии развитие любого существа, включая Вселенную в целом, сравнивали с жемчужиной, в которой, по мере роста, происходит наращивание слоёв перламутра, один на другой – точно так, как нарастают кольца на деревьях. Применительно к нам и нашему восприятию, каждый слой жемчужины «отражает» свой срез мира и предоставляет свои способы взаимодействия с ним. При этом каждый последующий слой частично или полностью экранирует предыдущий. Когда необходимое число слоёв наросло, наступает стадия «превращения жемчуга в алмаз», то есть этап обретения целостности, когда полученные в разное время качества соединяются в единый порядок более высокого уровня. Это непростая стадия, и, увы, успех ждёт далеко не всех. Точно так, как не весь кусок графита под воздействием высокого давления и температуры превратится в алмаз.
Чтобы лучше понять, о чём речь, кратко опишем наиболее важные слои восприятия и мышления, как они есть, до момента синтеза с другими. Они были у людей в обозримом историческом прошлом, в не слишком развитой форме они были у нас в детстве, они как-то присутствуют у нас сейчас. Отметим, что каждый из слоёв не есть что-то неизменное. Мы получаем его от природы, а развивается он благодаря нашим усилиям, способностям и соответствующей культурной среде.
На слое рационального мышления мир предстаёт в виде изолированных объектов определённой формы, цвета, веса и т.д., которые мы должны изучить тем или иным способом, а затем при необходимости приспособить для своих нужд. Само мышление представляет собой диалог субличностей (которых обычно несколько сотен), которые под присмотром главной из них (эго) бесконечно дискутируют о чём-либо. Основное содержание сознания на этом уровне - мысли о мыслях, которые крутятся вокруг значимых для эго объектов. Отметим, что рациональное мышление хорошо работает лишь в известных и прогнозируемых ситуациях, что приводит большинство его обладателей к однообразной и повторяющейся день ото дня жизни.
Этот слой эволюционно необходим, - в частности, он позволяет сосредоточиться на свойствах объектов и изучить их, развить логику, а также создать прослойку между побуждением и действием (некоторые побуждения принимаются к исполнению, а некоторые нет), и тем самым осознать их в отдельности друг от друга. В результате в руках у людей появляется не только «конструктор», который был упомянут выше, но и путь осознанной эволюции, взамен эволюции вынужденной.
Наука, технологии, технологическая прослойка между человеком и природой, либеральные ценности, монотеистические религии, линейное время, неврозы как результат подавления в себе самом тех или иных побудок, профессиональный идиотизм, потребительское отношение к миру – это всё продукты этого слоя.
На более раннем слое мифологического мышления мир предстаёт в виде ясной картины свойств действующих вокруг нас сил. Это поток мышления, ярко и правдиво отражающий самую суть происходящего. Он всегда показывает то, что есть – у нас нет возможности изменить этот поток восприятия или отстраниться от него. Точно так, как на слое рационального мышления нам очевидны физические свойства объектов, здесь мы чувствуем характер действующих в ситуации сил, и их «желания». Например, смотря на кота из этого слоя восприятия, мы сразу почувствуем места, которые он с удовольствием позволит гладить и замурлычет, и места, которые лучше не трогать, тяпнет. Носитель этого слоя мышления не боится неизвестности и незнакомых обстоятельств: чувствуя характер сил, он тут же находит тот или иной сценарий взаимодействия с ними.
Карта мира для периода развития, когда эго (слона) ещё не было. Рис. Ольги ЛебедевойИменно на этом слое восприятия мы можем «изнутри» познать пантеоны языческих богов и древние карты устройства мира. Например, Земля стоит на слоне, слон на 3х китах, киты на... Смеяться над наивностью предков не стоит, карта абсолютно точная: Земля - это воспринимаемый нами мир, слон - эго, которое «фильтрует» идущие от китов восприятия и импульсы, три кита олицетворяют рациональное, мифологическое и магическое мышление (см. ниже), черепаха, которая плавает в океане - архаическое мышление. Океан - мир в его целостности и нерасчленённости. То есть перед нами карта, как создаётся восприятие нашего мира, и какие силы его обеспечивают.
 Лад с окружающими силами - основной способ адаптации на данном уровне. Если современные люди более всего ценят в своём жилище удобство, комфорт,  приятное глазу сочетание форм и цветов, то здесь на первом месте стоит устройство жилища по тем же законам и принципам, по которым устроена Вселенная. Посмотрите на карты древних городов (например, Аркаима), и вы увидите совсем другие принципы организации пространства, чем те, что приняты сейчас. Невозможно было оставить без внимания и гармоничное совмещение природных и человеческих стихий – огня очага, струй подземной воды, дорожек, по которым перемещаются духи и всевозможные силы, энергии различных социальных слоёв, мужской и женской, стариков и детей…
Именно этот слой дал человечеству язык во всём его могуществе, духовность, знание действующих в мире сил. Именно он обеспечил расцвет древних культур. На этом слое у каждого из людей также есть «я» - но оно совсем другое, чем ныне. Человек отождествляет себя не с фантазиями ума о себе самом, как это происходит на слое рационального мышления, а с идущим через него и вызывающим в нём изменения потоком Силы.
Если обитатель рационального уровня у меня ассоциируется с твёрдой частицей, регулярно сталкивающейся с препятствиями, то носитель мифологического уровня похож на волну, легко их огибающую.
На ещё более глубоком слое магического (или эмоционально-образного) мышления мир отражается в виде непрерывного потока образов, практически полностью раскрывающих свойства объектов.
Если на слоях рационального и магического мышления люди находятся в лингвистическом мире, здесь этого нет, - хотя язык уже есть, в нём нет разве что сложных обобщающих понятий. Каждый символ, каждое слово непосредственно связано с конкретным образом. Слова и символы ещё не стали барьером между человеком и реальностью, и объекты окружающего мира отражаются в сознании во всей уникальности и полноте. Каждая травинка при должном внимании способна рассказать о себе буквально всё, – как её зовут, для чего она предназначена, что она любит, что нет, что она усиливает, что ослабляет, что усиливает её.… Воспринимаемые образы предстают как горящие угли, которые освещают себя сами. Они взаимодействуют между собой, результат обычно предстаёт перед нами как светящиеся нити симпатий, антипатий и прочих «предпочтений».
Именно на этом уровне возникают подлинные и очень яркие эмоции, приходит энергия, возникает ощущение неразделённости с миром и истины в её невообразимой открытости. Именно этот уровень мышления отвечает Великанам и Титанам древних мифов. Помните мифы и сказки про затянутых в землю или уснувших в пещерах богатырях, ждущих своего часа, чтобы проснуться и принести в мир Правду и Силу? Это про существующее в нас магическое «я». А проснётся оно или нет, зависит не только от «общего расположения звёзд», но и от нас самих.
Рациональный уровень восприятия также представляет нам мир в виде образов - но это не образы, соответствующие наблюдаемым объектам, а наиболее близкие образы из памяти. Именно поэтому для большинства людей все китайцы на одно лицо, а все воробьи одинаковые, - ведь вместо живых существ мы видим заранее заготовленные памятью образы этих существ. Кроме того, рациональное мышление основано на заранее заданной системе понятий, уже известных фактах и логике, и не эффективно в незнакомых ситуациях, когда ещё не созданы соответствующие понятия и не набраны факты. По сути, оно лишь комбинирует известное, и неспособно привести к качественно новым результатам и открытиям, - недаром многие великие учёные отмечали, что открытия были сделаны ими не с помощью логических рассуждений.
С образным магическим мышлением ситуация совершенно другая, - в нём с исчерпывающей полнотой отражается именно воспринимаемый объект. Восприятие, видение (знание) и понимание становятся одним актом. И нехватка информации магическому мышлению не грозит. Оно подобно воде, которая сама находит путь наименьшего сопротивления, и просачивается сквозь любые препятствия, - необходимо лишь создавать соответствующий напор. Именно этому уровню мышления мы обязаны невероятным технологическим достижениям древности, которые вне науки кажутся невозможными.
Интересно, что на этом слое фигурой восприятия (то есть тем, что наиболее значимо, и воспринимается в первую очередь) становится не сам объект, а некоторый ореол полей вокруг него, чем-то подобный ауре или запаху. Этот ореол и уже упомянутые нити вокруг него делает очевидным как взаимную «симпатию» и сродство объектов, так и антагонизм между ними. К примеру, вы одинаково легко осознаёте свою «симпатию» к конкретному яблоку, и «симпатию» сапфира и звезды Альдебаран. На этом слое восприятия очень легко найти то, что при необходимости вас усилит. Отсюда становится понятным, почему именно этот тип мышления сформировал натуральную магию, древнюю медицину и астрологию.
На этом уровне границы между субъектом и средой практически нет. Мир отражается в сознании ярко и полно, со всеми радостями и печалями всех его обитателей, и нет никакой возможности отделить себя от них. Представьте себе два зеркала, поставленные напротив друг друга, между которыми возникает бесконечный ряд отражений, - примерно так каждый объект отражается на этом уровне в нас, а мы в нём. Совокупность этих эмоций и образов и составляет «я» этого уровня. А основным способом адаптации на данном уровне является создание окружения из объектов, которые усиливают и тебя, и мир вокруг, и слияние (подчёркиваю, именно слияние) с наиболее подходящей и мощной силой, действующей в данной ситуации.
Ещё глубже, на слое архаического мышления (от греч. ἀρχή - начало, источник) мы воспринимаем уже не объекты, объектов там просто нет. Перед нами открывается мир, нерасчленённый на части, как единое пространство, в котором сразу чувствуется (благо)приятное и не(благо)приятное. Другого слова, чем пространство, не подобрать - воспринимаемая картина целостна, и не разделима на части.
Если нам нужно выбрать яблоки, и у нас не полностью экранирован этот слой восприятия, мы не будем нюхать или осматривать их, и тем более читать этикетки. Мы сразу почувствуем, откуда идут наиболее приятные для нас искажения пространства, и немедленно найдём их источник. Абсолютно точный выбор делается вне получения какой-либо информации об объекте!
Однако, речь идёт не столько о физическом пространстве вокруг, сколько о первичном пространстве нашего бытия, нашей субъективности, нашей осознанности. Воспринимаемое нами физическое пространство тоже входит в него как часть.
Закройте глаза и попросите кого-нибудь дотронуться до вас. Вы легко чувствуете прикосновения, каждое из них что-то рассказывает о себе, а если точек контакта несколько, любое из них ничуть не мешает восприятию других. Вместе они образуют некое пространство восприятия, где совершенно не нужно думать, там всё ясно и так, прикосновение это и есть прикосновение. Не нужно никаких измерений и интерпретаций - сразу ясно, сильное оно или слабое, холодной рукой коснулись или горячей, и т.д. Это - простейшая телесная модель (но только модель!) архаического мышления.
Каждый объект взаимодействует с нами, и оставляет на разных уровнях бытия свой след, свою энергию, свою информацию. Совокупность всех этих следов, вне всякой их интерпретации, и составляет пространство архаического мышления. Оно самым непосредственным образом связано с окружающим миром, и в той степени, насколько оно способно управлять взаимодействием с окружением, оно способно влиять на окружение на самом глубоком уровне из всех возможных.
Именно здесь мы имеем дело с событиями во всей их полноте, именно здесь рождается субъект восприятия, наше индивидуальное «я».
Очень важным моментом является то, что это пространство осознающее, способное структурировать получаемый опыт. В нём уже есть «оси» (например, тепло-холодно), доставшиеся по наследству от опыта бесчисленного числа поколений наших предков. Соответственно этим осям получаемая информация структурируется, и осознаётся. Так, мы способны воспринимать окружающее нас пространство только потому, что в архаическом мышлении сформированы оси, соответствующие трём измерениям физического пространства, в соответствии с которыми входящая от зрительных рецепторов информация автоматически структурируется. Эти оси нам не нужно создавать, - в какой-то момент мы просто «вспоминаем», что они у нас есть. Вопрос только в том, какие из осей в этом громадном наследии предков нами освоены, а какие нет.
По всей видимости, первой осью восприятия любого живого существа является ось «(благо)приятно-не(благо)приятно», которую мы видим как у младенцев, так и самых примитивных живых существ. Затем появляются другие оси, например, «тепло-холод», или оси, соответствующие хорошо исследованным биологами «четырём F» рептильного ума: food, fuck, fight & flight (съесть, трахнуть, подраться, удрать). Рептильный ум безошибочно анализирует окружающую среду, и в зависимости от ситуации, включает одну из этих 4х программ.
У людей архаическое мышление выполняет похожие функции, только гораздо более разнообразные, и на гораздо более высоком уровне. Архаическое мышление:
1. Обнаруживает любые изменения в среде, особенно чувствительно оно к быстрым и резким изменениям.
2. Проводит первичную классификацию текущего состояния организма, среды и происходящих в них изменений, и в зависимости от результатов запускает ту или иную воспринимающую систему и поведенческую стратегию.
3. «Магически» влияет на ситуацию посредством изменения структуры первичных взаимодействий как внутри организма, так и между организмом и средой. Например, собака, которая на вас нападала, вдруг перестаёт это делать, и бежит по своим делам. Этот эффект известен в квантовой физике как взаимовлияние наблюдателя и наблюдаемого, - в зависимости от способа наблюдения один и тот же объект может демонстрировать взаимоисключающие свойства, например волны и частицы.
Остановлюсь на важном моменте из этого списка. Одна из функций архаического мышления заключается в том, что оно выбирает, какой из этажей реальности мы будем воспринимать, и вариантов может быть немало. Сон без сновидений - один вариант, сон со сновидениями - другой, общая реальность - третий. А если мы учтём, что каждое из проявленных тел человека (физическое, эмоциональное, ментальное, буддхическое) даёт свою компоненту восприятия, вариантов становится ещё больше. В перспективе обретения целостности и превращения слоёв жемчужины в алмаз (а без неё, в основном, в случае тяжёлых психических расстройств), восприятие нескольких слоёв реальности может происходить одновременно.
Архаическое мышление абсолютным большинством людей совершенно не осознанно. Даже после снов, соответствующих этому уровню восприятия (характеризуемых так называемой дельта - активностью мозга, то есть доминированием наиболее низкочастотных дельта - волн электрической активности), практически у всех остаётся либо ничего, либо смутное ощущение какого-то фона, в диапазоне от радостного до несущего опасность.
Отметим, что благодаря Сейд недалеко от берега Белого моря. Фото автораслою архаического мышления возникли искусства, направленные на формирование благоприятного пространства вокруг нас, сниженные формы которых известны ныне как фен-шу, васту, геомантика и т.д. Именно этот слой подвигнул наших предков к постановке величественных сейдов и созданию других мегалитических сооружений. Субъект на этом уровне не отделяет себя от мира, находясь в полном единстве с ним.
А в центре жемчужины… Там нет ни субъекта, ни объекта, там нет ничего, и там есть всё. Там материя не отлична от пустоты, а пустота не отлична от материи. Это наиболее глубокий уровень реальности, небытие которого, в отличие от других уровней, невозможно. В квантовой физике ему соответствует уровень чисто-квантовой реальности. На этом нам лучше остановиться, и вспомнить высказывание очень яркого мыслителя Людвига Витгенштейна : «О чём невозможно говорить, о том должно умолкнуть».

С рядом оговорок, перечисленным выше слоям восприятия можно сопоставить определённые структуры мозга (сложный неокортекс, кору, лимбическую систему, рептильный комплекс, нейрошасси), или набор волн электрической активности мозга, от гамма - ритмов до дельта - ритмов. При этом, вопрос о чётком наличии этого соответствия не является для нас принципиальным.
Более существенным является другое. Наши предки воспринимали мир совсем иначе, чем мы. Чем глубже мы опускаемся по слоям, тем большую целостность воспринимаемой картины мы обнаруживаем. Вспомним: на рациональном уровне мы воспринимаем мир в виде изолированных объектов в физических характеристиках (форма, цвет и т.д.), на мифологическом - в виде потоков сил, свойств и желаний, на магическом - в виде образов и связей между ними, на архаическом - в виде структуры пространства. Этим уровням восприятия можно сопоставить известные во многих традициях этажи мироздания - физический, астральный (кама-манас), ментальный (высший манас), духовный (буддхи) и божественный (атман). Таким образом, можно заключить, что в процессе нарастания слоёв восприятие поэтапно нисходит от божественного уровня к уровню физического мира, а на стадии превращения жемчуга в алмаз всё ценное, полученное на периферии, собирается центром. В случае успешного прохождения стадии превращения жемчуга в алмаз индивид соединяет собой различные этажи мироздания, в случае неуспеха всё ценное, полученное в ходе земной жизни, (например, впечатления, образы, идеи) идёт в коллективное пользование, на подпитку более глубоких слоёв реальности. Этот процесс подпитки идёт как в ходе земной жизни индивида, так и после его смерти, - примерно так, как молекулы и атомы, составляющие наше физическое тело, могут быть использованы другими существами для строительства своих тел и в течение жизни, и особенно после смерти.
Ещё одним важным моментом, который стоит отметить, является перенесение внимание вовнутрь, в собственные глубины, по мере приближения к центру жемчужины. У современного человека практически всё внимание направлено наружу, в мир объектов и вещей, их наличие или отсутствие делает большинство счастливым или несчастным. Если попросить его посмотреть вовнутрь, большинство не увидит ровным счётом ничего, и скорее всего спросят, «а что я должен увидеть?». Хотя любой из них теоретически «знает», что бог, вселенная, счастье и т.д. - внутри нас.
Ещё совсем недавно по историческим меркам это было совсем не так. Например, 1000 лет назад на Руси понятия комфорта просто не существовало, ибо это было то, что обреталось не за счёт перин и подушек, а за счёт внутренней организации. Роскошь была, ибо служила знаком статуса, а комфорт нисколько не ценился. Где удалось прилечь, там и хорошо. Седло под голову, соломки под бок, - всё, что необходимо для «комфорта» . Что царю, что витязю, что простолюдину. То же самое в Европе. И чем больше мы погружаемся вглубь жемчужины, тем меньшую зависимость душевного комфорта от внешних обстоятельств мы видим. Одновременно, по ходу спуска, вне нас становится всё меньше и меньше объектов: на уровне мифологического мышления «внутри» восприятия оказывается наше тело, а на уровне магического мышления практически исчезает граница между организмом и средой, и она оказывается внутри. А в самом центре жемчужины нет ничего, находящегося вне нас, там всё зависит исключительно от нас. Соответственно, всё большее значение приобретает правильная организация внутренних усилий и внутреннего порядка, без которых современному человеку на внутренние слои просто не попасть.
Также, первым четырём уровням восприятия (только в обратном порядке) можно сопоставить широко известное из индуизма представление о 4х югах (циклах существования мира), от сатья юги до кали-юги, в течение каждой из которых, согласно ведическим источникам, наше благочестие и способность быть в истине уменьшается на одну четверть.
С приложением квантового подхода к данным процессам можно познакомиться в разделе квантовая картина мира этого сайта, а циклам существования мира посвящена последняя глава моей книги «Невидимая глубина Вселенной».

* * *
Мы только что говорили о восприятии мира на каждом из слоёв. Между тем, каждому слою отвечает и свой специфичный способ воздействия на мир и даже принцип движения. По совокупности возможностей каждый из слоёв предоставляет своим обитателям примерно равные возможности для адаптации и развития.
Стиль движения на рациональном уровне основан на автоматизмах, не в самом лучшем смысле этого слова. Людям ставят походку, жесты, танцы, приёмы, удары и т.д. Для мифологического уровня характерен волновой стиль движения, основанный на прохождение через тело индивидуального набора волн, который совершенствуется в ходе упражнений. На магическом уровне и далее волновой стиль движения обогащается использованием кручёных волн и вихревых токов силы (ярг и восьмёрок), идущих по осям рук, ног и позвоночника.
Посмотрите, как сучит ножками и двигается ребёнок, и вы сразу увидите спирали и скрутки. После зачатия он быстро наращивает слои, и примерно с 2х месяцев, как только начинает фокусировать взгляд на внешних объектах, и до появления в речи обобщающих понятий (2-3 года) находится на уровне магического мышления, пускай и крайне неразвитого. У него нет страха перед миром в нашем понимании - у него есть интерес к миру. Будь его родители и окружение на магическом уровне, он бы тоже остался на нём, и развил соответствующие способности, особенно при наличии развитой культурной среды данного уровня. А если ребёнок растёт в наше время, то в результате подражания окружающим и воспитания он быстро теряет соответствующие способности.
Иными словами, если мы не хотим окончательно терять качества и способности нижележащих слоёв, их нужно по возможности развить в детстве, а затем как-то подпитывать. Если эта идея вам близка - обратите внимание на народные традиции, праздники, песни, танцы, сказки, мифы, традиционный уклад жизни... Наглядный пример, показывающий, что начать никогда не поздно, приведён в моей заметке Девятая вешка, или как увидеть вещий сон».
Отметим также, что если сила воздействия мыслей (как на рациональном, так и мифологическом уровне) на мир близка к нулю, то есть мысли сами по себе практически не приносят изменений в материальный мир, то про образы уже так сказать нельзя. Создаваемые на уровне магического мышления образы влияют на мир, и ещё как! Они представляют собой не что иное, как обладающие энергией и способностью взаимодействовать с окружением проекты изменений, порождающие модели, эйдосы. Заговоры являются наиболее известным из дошедших до нас свидетельств магических возможностей этого уровня, - но они возникли как средство доступа к магическому слою, уже покрытому мифологическим мышлением. Сейчас его закрывает и рациональный слой, в силу этого заговоры для абсолютного большинства людей работать не будут.
На архаическом уровне способность влиять на мир непосредственно, магически, через влияние на свойства пространства, выражена ещё сильнее. Абсолютное большинство современных людей и близко не имеют подобных способностей, однако взамен они получили науку, технологии и технологическую прослойку между собой и природой.
Не следует беспокоиться, что экстраординарные возможности магического и архаического уровней могут попасть в недостойные руки - применительно к современным людям, они достанутся лишь тому, кто докажет своё право на них, чей внутренний порядок и Лад способен совладать с обретаемой силой.
Теперь несколько слов о взаимоотношениях между слоями.
Очевидно, полную информацию об окружающем мире мы можем получить лишь при согласованной работе всех систем восприятия, анализа и синтеза. Необходимо также иметь в виду, что нельзя обмануть только слой архаического мышления, когда само пространство (а не объекты в нём) подсказывает, какой выбор сделать. Все остальные слои восприятия могут быть легко введены в заблуждение, в том числе умышленно.
Таким образом, в идеале, между всеми слоями жемчужины должны быть установлены отношения сотрудничества и взаимопомощи, только в этом случае у неё есть шанс превращения в алмаз. Снятие барьеров между слоями, сопровождаемое объединением нескольких систем восприятия в одну - это и есть то, что часто называют Просветлением. Повторим, что в ходе этого процесса обретаются качества, которых изначально не было ни на одном из слоёв, главное из которых - свобода от предопределённости и возможность творить судьбу в сотрудничестве с наиболее близкими и родными для нас силами.
Де-факто, у современных людей вместо сотрудничества слоёв гораздо чаще встречаются варианты экранирования, борьбы и подавления. Очень часто наблюдается полное экранирование рациональным мышлением всех предшествующих слоёв, а конфликты между мышлением и телом («надо», «могу» и «хочется») считаются ныне нормой.
Положение усугубляется тем, что слой рационального мышления создаёт ментальные копии предыдущих слоёв, незаметно подменяя интуицию, образы, эмоции и т.д. на их жалкие подобия.

Источник Михаил Заречный