Все мы носим маски. Особенно в обществе. Наши внешние личины – сплошь «социальный заказ». Так, облачаясь в приемлемый камуфляж, мы адаптируемся к обществу, чтобы чувствовать себя в безопасности. И с каждым новым слоем этих облачений, все больше забываем, кто мы есть, что таится там – в глубинах души за всеми защитными покровами. Это можно представить в образе луковицы, где по мере углубления, каждый новый слой – все ближе к основанию. В этой статье выделяю несколько таких слоев личности. Условно называю их так: «уличная витрина», «приятельская маска», «домашняя версия» и «глубинная сущность». Акцент делаю не столько на четком описании строения «луковицы», сколько на том, что она – действительно многослойна. Поэтому все описания краткие, утрированные и упрощенные. Их можно использовать, как маячок для собственных более обстоятельных наблюдений.
«Уличная витрина» – это первый, самый верхний слой личности, наш внешний имидж во время прогулки водиночестве: одежда, походка, жесты и мимика, отношения с другими «уличными витринами». Отношения эти, как правило, тихие, безучастные, «в рабочем порядке», на уровне холодных контактов и вопросов в духе: «Который час? Как добраться до места? Поучаствуйте в нашей акции? Вам что-то подсказать?» и т.д.
На этом уровне трудно представить, что полицейский, или ненатурально улыбающийся менеджер в форме организации – тоже, как и мы, живой человек, способный чувствовать, переживать, чего-то бояться, таить в себе мечты.
На этом уровне большая часть людей в своей маске скованны и молчаливы. А проявить привычные повадки означает выйти на границу, за которой раскованность легко обращается в безумие. Если человек не сковывается этой личиной, он может почувствовать себя, как дома, «в своей тарелке» даже на людной улице.
«Приятельская маска» – второй слой луковицы – то, что человек формирует в результате попыток соответствовать общественным запросам в неформальном общении. В каком-то смысле «приятельская маска» – это личная практика искусства чувствовать, а затем, изображать все то, что словит максимальное одобрение у авторитетной аудитории.
Поэтому здесь рисуются активней всего, изображают из себя нормальных и замечательных. А чрезмерные усердия приводят к откровенным понтам и показухе. Эта тема на progressman.ru освещалась подробней в статье о чувстве собственной важности.
На этом уровне мы влюбляемся и очаровываемся людьми, а точнее – их «приятельскими масками». И дружба, и романтические отношения здесь по большей части сводятся к обоюдным поглаживаниям и аплодисментам.
На этот слой мы плавно переходим, когда формальное общение становится неформальным. Например, когда официальный контакт по работе дополняется личным, или, когда мы пытаемся завести новое знакомство.
И даже этот переход для большинства – маленький стресс, потому что все мы в разной степени боимся терять внешние маски, раскрывать себя глубже, привлекать внимание, переступать чужие границы, а главное – боимся «оказаться» неправильными, неуместными и отвергнутыми.
Интересно, что немногие понимают, как эти маски поверхностны и ненадежны. Развивая знакомство с «уличной витрины» до этого уровня, мы можем подумать, что узнали человека. Когда на деле мы чаще всего узнаем лишь то, каким этот человек пытается казаться (в том числе и в своих глазах).
Здесь каждый тужится, как умеет. Значительная часть неврозов формируется как раз из-за неспособности поддержания этого слоя личности. Когда силы иссякают, пролезают черты, которые за этой «приятельской маской» прятали.
На этом уровне люди чаще всего и называют себя друзьями, даже не подозревая о том, что друг друга в сущности не знают. «Приятельская маска» – это все еще один из слоев внешней упаковки для социального взаимодействия.
Так, какой-нибудь сверкающий позитивом «пример для подражания», держащий марку на обществе, может в домашних условиях расслабиться и стать игривым ребенком, желчным занудой, деспотичным тираном, или каким-нибудь плаксивым меланхоликом.
Поэтому и партнеры друг в друге разочаровываются, как правило, на этом уровне. Устают от своих внешних «приятельских масок», расслабляются – и обнажают личины простых смертных со своими банальными «пороками». Женятся на любимых, а разводятся с ненавистными.
Иногда случается и обратное, когда «домашняя версия» личности, раскрыв себя лучше, может очаровать.
То есть, на этом уровне, вообще, активно проявляется реальный характер личности. В негативном ракурсе – те самые «тараканы»: заморочки, зловредность характера, инфантильные капризы, индивидуальные «извращения», дурные привычки. А в позитивном ключе – все то, что удерживала неуверенность и напряжение«приятельской маски»: легкость, игривость, спонтанность, душевность и творчество.
Если вы с человеком не живете, то на этом уровне можете его так никогда и не узнать.
У более-менее целостных личностей второй и третий слои отличаются не так выраженно. А в редчайших случаях слиты воедино.
Здесь хочу снова обратить внимание на то, что не все проявления поверхностных слоев «луковицы» наигранные. Их значительная часть может быть естественной и спонтанной. Но все-таки, чем слой ближе к поверхности, тем он более выхолощенный – искусственно подстроенный под запросы социума, или какой-нибудь авторитетной субкультуры.
«Глубинная сущность» – четвертый, фундаментальный слой, где живут архетипыбессознательного, личные «демоны» и «божества». Здесь люди самих себя толком не знают, и вскрывают этот слой эпизодически в стрессовых ситуациях, от сильнейших потрясений, энергетического истощения, в сновидениях и духовной практике.
Обесточенных, сумасшедших и обдолбанных сюда забрасывает хаотично. Неподготовленное сознание этот уровень может шокировать. Постоянный комфортный доступ сюда имеют «выдающиеся» личности, познавшие себя глубоко и всесторонне.
На этом слое проявляется то, что можно назвать настоящей любовью (в противовес влюбленности к «приятельской маске»), когда человек принимается таким, какой он есть – то есть с фундаментальных слоев его психики.
Отсюда приходят прозрения, налаживается контакт с «потусторонним», черпается спонтанное вдохновение. Вероятно, именно этот уровень Гурджиев пытался вскрывать в своих учениках, доводя их при помощи практики «сверхусилий» до состояния на грани жизни и смерти.
В восточных учениях истиной называют неизменное и вечное. А все, что приходит и уходит – наносное, иллюзорное. В психологии работает схожий принцип. Мы часто говорим о ложном и навязанном в личности, подразумевая поверхностные психические личины, которые покрывают «истинное», устоявшееся. «Глубинная сущность» граничит с тем, что на психическом уровне выражает истину внутри нас.
Комментариев нет:
Отправить комментарий