Легкость приходит в дела и отношения, когда не боишься «проиграть», и
готов к любому раскладу. Легкость бытия появляется, когда не делаешь
больших ставок на жизнь, и не боишься ее потерять. Это – смирение.
Запредельной сложности в принятии такого взгляда – нет. Это – обычная
честность с собою.
Завтрашний день непредсказуем. Следующая секунда –
непредсказуема. Ожидать чего-то – значит обманывать себя. Все ожидания
приводят к мучительному пониманию той разницы, которая неизбежно
возникает между фантазией и реальным положением дел. Видимо иногда
просто необходимо снова и снова отступать от уже понятых и принятых
истин, чтобы после – возвращаться к ним по новым дорожкам с новым
уровнем понимания.
Легкость, о которой я говорю – это не наплевательская
легкомысленность и не свинская раскованность. Это такое состояние, когда
вообще ничего не ожидаешь, понимая, что жизнь всегда и все делает по
своему, но при этом продолжаешь действовать.
В следующий час жизни может случиться все, что угодно. Будущие
мгновения, вытекающие в завтрашний день – это такое девственное полотно
существования, по которому реальность рисует впервые, не загадывая
наверняка, а как бы спонтанно, играючи.
Да, иногда «картинки» получаются серьезными, но степень их
драматичности прямо пропорциональна ожиданиям и ставкам, которые
возлагаются на будущее. Чем больше надежд, тем сильней переживания. Об
этом я уже говорил в недавней статье про счастье в отношениях.
Чисто по человечески – это действительно непростые и неоднозначные
материи. А все потому, что на текущем этапе своих жизненных сценариев
практически каждый забит до отказа личными представлениями о том, какой
жизнь должна быть. Отказываться от этих фантазий никто не спешит. Очень
уж они греют душу, очень уж сладко – предвкушать исполнение желаний.
Надежды и ожидания – это те самые психологические желания, которые Будда описывал, как источник человеческих страданий. В этом смысле легкость бытия – это и есть такая вот духовная просветленность. Чем больше такой легкости, тем меньше зависимость от грез ума, и тем глубже принимается реальность.
Весь драматизм жизни возникает вместе с желаниями. Чем выше ставка на
конкретный сценарий, тем сильней страх, что все пойдет иначе. А это
«иначе» между тем, может быть ни чем не хуже ожидаемого развития
жизненного сюжета. Но желания имеют такое злокозненное свойство –
внушать, что любой расклад, выходящий за пределы желанно ожидаемого,
ведет к несчастью. Такой вот «Пан или пропал» в психологии называют
дихотомическим – то бишь черно-белым мышлением.
Звучит как диагноз? А ведь этой «болезнью» в той или иной степени
заражен каждый. На progressman.ru я уже косвенно поднимал эту тему в
статье о надеждах и безнадеге.
Это – такой стиль мышления и проживания бытия, когда ум выуживает кайф
из двойственных предвкушений. И чем сильней он подсажен на них, тем
больше в жизни страха, что все пойдет не по плану, и весь проект,
раскачанный желаниями, сокрушительно развалится на глазах.
Нет ничего однозначного. Выбор, судьба, карма – все это попытки поймать несуществующее. Откуда мы можем знать, какой должна быть жизнь? Почему так цепляемся за собственные иллюзии? Ошибки – неизбежны. Именно они дают тот опыт, который позволяет их же обходить.
Иногда просто необходимо сломать отношения, ввязаться в проблему,
нарожать детей, а потом развестись, по-детски нос задрать, приручить, а
потом потерять доверие, хорошенько соврать, напиться, удариться об стену
– просто, чтобы понять и увидеть… получить свой реальный опыт. Нет
дураков. Никто не может и не должен иначе. Есть только опытные и
неопытные – каждый в своем жизненном русле.
Как-то мне приснился яркий сон, где я с друзьями летел в большом
пассажирском самолете по оживленному дневному городу посреди высоких
домов. Полет выглядел очень опасным, крылья самолета с грохотом задевали
стены зданий, ощущалась тревога, но вместе с ней – доверие к реальности
и какое-то радостное волшебство от захватывающего путешествия. Что-то
внутри словно понимало – переживать бесполезно, если самолет разобьется,
с этим ничего не поделать. Поэтому большая часть внимания была
прикована к проносящимся домам, оживленным дорогам и улицам, к осознанию
происходящего как чудесного путешествия.
К сожалению, к жизни я пока не умею относиться с такой же легкостью.
Но этот сон стал чем-то вроде указательного маяка на пути. Легкость
бытия и смирение, о котором я говорю – это не пассивность, а действие
вопреки всепоглощающей неизвестности, от которой мы так старательно
прячемся в грезы ума. Это – не наплевательское отношение к судьбе
собственного тела, а ясное понимание, что тело – смертно, и порой,
смертно – внезапно. Мне и самому нелегко признавать этот факт – нечто
внутри сопротивляется. Но чем глубже понимание этой истины, тем сильней
личная свобода, тем больше легкости по отношению к жизни.
Вспоминается кастанедовский воин и человек знания, главный советчик
которого – смерть за левым плечом. Воин действует, не ожидая наград,
ищет свободу, ни на что не жалуется, ни о чем не жалеет, не
воспринимает себя всерьез. Он смеется над собой и над серьезностью
жизни.
«Печальная» новость – мы все умрем; земные накопления и беспокойства в
этом свете – ничего не стоят. Радостная новость – печалиться и
переживать об этом совершенно необязательно; жизнь – подобна
увлекательному путешествию. Каждый – словно в таком же самолете –
несется в своем настоящем. У нас есть выбор, есть определенная мера
контроля, но вся личная свобода обусловлена опытом и окружающей
действительностью. В любую секунду может случиться непредвиденное. Это –
тревожный факт, но если с ним не смиряться, становится только хуже –
действительность оборачивается бессмысленной смертельной битвой против
неизбежного.
Источник © Игорь Саторин
Комментариев нет:
Отправить комментарий