вторник, 6 декабря 2011 г.

Беспокойство ума или плач о неродившемся ребенке

Этот диалог произошел с одним моим другом, которого очень сильно беспокоил вопрос о его просветлении. Это вопрос, как сверлильный станок постоянно сверлил у него в уме, создавая в нем постоянное беспокойство. На мой взгляд он является очень показательным для многих страстно жаждущих просветления людей. Этот диалог был довольно коротким и заключался в следующем.

Однажды ко мне позвонил мой друг и сказал:

- Жень, что-то мне в последнее время стало грустно жить. Грустно оттого, что мне очень хочется просветления, а оно все не случается и не случается.

- А грустно-то от чего? – Спрашиваю у него я.

- Оттого, что просветление вообще никогда может не случиться. Может, подскажешь мне что-нибудь, чтобы я мог поделать чтобы просветление случилось?

- Первое, что я могу тебе посоветовать, это забыть про желание просветления. Это твое страстное желание создает в твоем уме такое сильное беспокойство, которое является одной из основных помех тому, чтобы это явление случилось. Просветление, которого ты так страстно желаешь, является не достижением чего-то, а освобождением от чего-то. Это освобождение от беспокойства создаваемого твоим умом, иначе говоря, это успокоение ума. Поэтому, перестань беспокоиться и направь свое внимание не на достижение этого желания, а на освобождение от него. Направь свое внимание на успокоение ума.

- Я боюсь это делать, потому что я боюсь забыть о просветлении. Мне кажется, что если я про него забуду, то тогда оно вовсе никогда не случится. А когда я про него постоянно помню и думаю, то мне кажется, что я постоянно стремлюсь и иду к нему.

- Этот страх является одним из беспокойств, заполняющих твой ум. Оно мешает твоему уму пребывать в покое. Осознай это, и откинь это беспокойство. Это всего - лишь беспокойство. Оно ничем не отличается от всех других беспокойств. Какая разница о чем ты беспокоишься, о том, что у тебя может не случиться какое-то желаемое и намеченное тобой дело, или о том, что у тебя может не случиться желаемое просветление. И то и другое являются желаниями, запечатленными в твоем уме в виде образов. Они и создают в этом уме беспокойства. Откинь это беспокойство, вместе с создающим его желанием, как и все остальные желания.

Перестань заботиться о просветлении. Пусть оно само позаботится о себе. Не мешай ему. Это явление природы, которое не зависит от твоего желания. Оно произойдет тогда, когда будет все готово к тому, чтобы это явление случилось. Оно может случиться тогда, когда твой организм тела-ума будет к этому готов, и когда возникнут для этого нужные условия. Нужные, не с твоей точки зрения, не потому, что ты так думаешь и считаешь, а нужные для самого явления, для того, чтобы это явление вообще случилось.

Для того, чтобы тебе можно было увидеть сияющее солнце, нужно чтобы тучи на небе разошлись. И оттого, что ты будешь сильно хотеть, чтобы солнце побыстрее появилось, оно от этого быстрее не появится. Ты этой своей охотой только себя измучаешь, что ты и делаешь, мучая себя постоянными мыслями о том, что просветление у тебя никак не случается.

Не бойся забыть о просветлении, потому что ты не сможешь полностью забыть о нем. Просто выкини из своего ума беспокойства о нем. Твой дух, который ведет тебя по жизни, это никогда не забудет. Именно он ведет тебя туда, куда ты идешь, и приводит тебя к тому, к чему ты стремишься. И все твои мысли о просветлении, являются проявлением тяги духа. Пойми это и сними все беспокойства о просветлении, оставь заботу о нем своему духу. Он приведет тебя туда, когда это будет необходимо и сделает это так как нужно. Не мешай ему в этом.

Постарайся не загружать свой ум лишними беспокойствами, а наоборот, освобождай его от существующих в нем беспокойств. Когда его перестанут одолевать беспокойства, тогда и наступит покой ума. До тех пор, пока твой ум будет пребывать в беспокойстве, он не будет пребывать в покое. Это понятно?

- Да, это понятно. Все вроде просто и очевидно.

- Хорошо, тогда выполни следующее. Оберни взгляд внутрь себя, и озадачься вопросами:

1. Что ты хочешь получить от просветления? Зачем оно тебе?
2. Кто хочет просветления?
Направь внимание на поиск ответов на эти вопросы.

- Хорошо, сказал мой друг, и замолчал…

И пока он был занят наблюдением за своим умом и поиском ответов на эти вопросы, ум его начал постепенно успокаиваться. И хоть полного, если так можно выразиться, успокоения ума сразу не произошло, но погружаясь таким образом раз за разом в этот естественный природный покой, ум начинает освобождаться от привычки пребывать в беспокойстве.

Все беспокойства ума являются лишь переживанием образов находящихся в нем и неверным восприятием себя. В момент видения и осознавания действия этих образов, происходит освобождение от них. Втянутое в эти образы сознание освобождается от воздействия этих образов, и возвращается в состояние естественного покоя. Происходит осознание единства, являющегося истинной природой человека.

Это явление имеет несколько названий: Освобождение, Пробуждение, Просветление, Успокоение ума, Осознание себя, Окончательное понимание, и т.д. Это лишь разные названия одного и того же явления. Кому-то его больше нравится называть Просветлением, кому-то Пробуждением, кому-то Покоем ума. Любые названия – это всего лишь названия, это всего лишь отражения реальной действительности. Важно не название, а явление стоящее за ним.

Явление, о котором идет речь, действительно не часто случается. Его нельзя предвидеть или запрограммировать. Оно может случиться, и случиться может когда угодно и через кого угодно. Но стоит ли беспокоиться по тому, что оно не случается и возможно никогда не случится? Это все равно, что плакать о смерти еще не родившегося ребенка, о котором рассказывается в этом анекдоте.

Приходит Ваня на первое свидание к Маше и дарит ей букет цветов. Маша в ответ вдруг начинает плакать.

- Что, спрашивает у нее Ваня, тебе не понравились эти цветы?

- Нет, Вань, цветы мне очень понравились. Они такие красивые и нежные, что я подумала:

Вот мы с тобой начнем дружить, потом поженимся. Потом у нас родится ребенок, мальчик, который будет очень похож на тебя. Он будет такой же шустрый и проворный как ты. И вот однажды, он будет бегать с соседскими мальчишками по крышам домов, и его нога случайно подвернется, и он упадет с крыши на землю и разобьется. И мы будем ходить к нему на могилку с такими же красивыми и нежными цветами как эти.

Источник: Видение, Понимание, Осознание

Мир образов и образы Мира

Многие ищущие себя и занимающиеся самопознанием люди считают, что основной целью познания себя является смена образов себя и образов мира. И для того, чтобы познать себя нужно поменять сложившиеся с годами представления о себе и о мире в котором ты живешь. Иначе говоря, нужно поменять образ себя и образ мира, частью которого является образ себя.

Но такое мнение является явным заблуждением. Разве смена одних образов себя на другие может быть познанием себя? Что меняется в результате такой смены образов? Меняться от такой смены может только личность, которая есть не что иное, как набор образов (личин), представлений о себе и о мире. Личность конечно меняется. Но как смена личности помогает в познании себя? Никак! Одну личность заменяет другая, ту третья, и так далее. Это лишь еще больше закрепляет существующее заблуждение.

Не может смена образов себя или мира помочь в познании себя, как не может помочь и в видении мира. Для того, чтобы познать, а точнее осознать себя нужно направить внимание не на образы себя, а на самого себя, на того, кто эти образы видит и воспринимает. Иначе вместо себя ты будешь видеть только постоянно меняющуюся череду образов.

Так и с видением мира. Невозможно увидеть мир таким, как он есть, если вместо него видеть лишь разные его образы и отражения. И невозможно увидеть мир не осознав при этом себя, поскольку мир не существует отдельно от тебя. Он и есть Ты. Весь видимый мир является только отражением Тебя, твоего сознания, твоим восприятием Себя. Сам же Ты есть гораздо большее чем весь этот видимый мир.

Это заблуждение что Ты являешься частью мира. Это мир является частью Тебя. Мир имеет границы, а Ты нет. Мир существует только в проявленном виде, а Ты нет. Мир имеет начало и конец, а Ты нет. Мир обусловлен временем, а Ты нет. Мир рождается с жизнью и умирает со смертью, а Ты нет.

Ты больше чем жизнь. Это не Ты пребываешь в жизни, а жизнь пребывает в Тебе. Ты можешь жить, а можешь не жить. Ты можешь погрузить часть своего внимания в жизнь, и тогда об этом говорят - «человек пришел в жизнь». А можешь вывести его из жизни, и тогда об этом говорят - «человек ушел из жизни». Такое видение, стоящее за этими словосочетаниями, говорит о том, что человек может пребывать как в жизни, так и за ее пределами. Когда же человек осознает себя целиком, и воспринимает себя как внутри жизни, так и за ее пределами, про таких людей говорят, что они Пробужденные или Просветленные, или Освобожденные, или Познавшие Себя, или Осознавшие Себя.

Все Пробужденные от сна неведения люди говорят об одном, о выходе за пределы мира образов. Об освобождении от чар бесконечной игры воображения. Только остановив бесконечную смену образов, перестав воображать, можно осознать истинную природу Себя. Осознав Себя, осознаешь и весь пребывающий в Тебе Мир.